Строгое воспитание — эффективно или нет?


В давние времена, когда семьи были ещё патриархальны, считалось правильным воспитывать в строгости младшее поколение.

Некоторые люди и сегодня придерживаются этого мнения.

Давайте попробуем выяснить, насколько оно верно.

Абсолютная строгость в воспитании, когда родители пресекают на корню любые познавательные и творческие порывы ребёнка, в итоге ему сильно вредит.
Если родители устанавливают для малыша чёткие границы во всех областях его жизни, если расписывают поминутно его день, оговаривая, что и когда ребёнку делать, то на выходе мы получим зомбированное существо, полуробота, неспособного ни к каким самостоятельным действиям в жизни.

Такой человек не сможет быть гибким, творческим, изобретательным, он не сможет даже думать самостоятельно, потому что за него всю жизнь думали родители, подавляя его волю. Воспитанный таким образом, без указки жить он уже почти не сможет. А в роли указки могут быть и не только родители. Зато такой человек сможет быть очень хорошим подчинённым. Но и только. Он будет способен лишь ездить по тем рельсам, которые ему установили ранее. Но ведь мир – это не схема, он постоянно меняется…

Тем не менее, другая крайность, когда мама с папой позволяют малышу всё в полном объёме, тоже неправильна. Живя с пониманием, что можно делать, что хочешь, ребёнок превращается в выродка, не знающего никаких ориентиров. Вряд ли мы хотим видеть такими наших детей. Таким образом, выходит, что какие-то понятия и границы у ребёнка всё же должны быть. Только какие?

Прежде всего, ребёнок должен усвоить нравственные принципы, устойчивые для всякого цивилизованного общества:

— нельзя убивать, если только тебе или твоим близким не угрожает смертельная опасность;
— нельзя воровать;
— нельзя без повода обижать ни людей, ни животных;
— нельзя предавать людей, которыми дорожишь;
— нельзя без повода портить вещи;
— нельзя мешать другим людям жить так, как им хочется, если только они не воры, не бандиты и не убийцы.

Ну и, конечно, нужно донести до ребёнка основные правила вежливости. С раннего детства нужно учить этому детей, разговаривать с ними, объяснять, что можно, а что нельзя и, — самое главное, — почему. И вот здесь уже родителям нужно быть строгими, нужно наказывать детей, если они, к примеру, забирают себе чужие игрушки, ломают их, беспричинно бьют других людей, издеваются над животными… Во всём остальном проявлять строгость вредно для характера ребёнка.

Ведь какой смысл, к примеру, в соблюдении режима? Никакого.

Дети должны сами учиться планировать свои дела и развлечения – так они станут более самостоятельными, чем те, кто жил по расписанию взрослых.

Представьте на минуту, что до этого момента ваша жизнь шла по режиму, установленному когда-то мамой и папой. Вы всегда знали, что с часу до двух у вас обед, а с семи до восьми – вечерняя прогулка. И вдруг кто-то взял и отменил ваше расписание. Вам сказали: «Всё, теперь вы стали взрослым, можете сами принимать решения». Только вряд ли вы будете уже на это способны: вас этому никто не учил. Вы даже не сможете себе представить, как это делается.

А каково было бы вашему супругу жить с вами и с вашим графиком? Очень незавидное положение, правда? Напоминает эксперимент про слона, которого внезапно освободили от привязи, а он как ходил в границах своего «заключения», так и продолжал в них находиться.

Какой смысл заставлять детей слушаться взрослых беспрекословно? Взрослые разные бывают. Вместо этого намного полезнее учить ребёнка думать и делать выводы самостоятельно. Стоит сказать, что многие люди лишены этого ценного умения. Они судят по тому, что кто-то им когда-то сказал, или же по тому, что так делают соседи и знакомые, значит, это правильно.

Какой смысл заставлять ребёнка заниматься тем, что нравится вам, а не ему? Чтобы сделать человека несчастным на всю жизнь? Гораздо лучше поощрять и развивать в детях то, что им самим интересно.

Один известный психотерапевт сказал как-то своей четырнадцатилетней дочери: «Ты абсолютно свободна, но ты также абсолютно ответственна за свою свободу». Это очень мудро.

Стоит научить ребёнка соблюдению личных границ в отношениях. Нужно объяснить, что нехорошо читать чужие письма, подслушивать разговоры, давать советы, когда о них не просят. Иначе ребёнок вырастет бесцеремонным и не слишком приятным в общении. Здесь важно помнить, что вы и сами должны придерживаться этих правил в отношении детей, иначе такое воспитание окажется бесполезным, дети вас просто не будут воспринимать всерьез.

И ещё одно наблюдение. Если вы постараетесь держаться «золотой середины» в вашей строгости к ребёнку и обнаруживать её только в отношении моральных норм, а в остальном дадите малышу свободу, то вы приобретёте верного друга в лице ребёнка. У тех же родителей, которые вместо сотрудничества с чадом и предоставления ему разумной свободы лишь контролируют и командуют, тёплых отношений с ребёнком никогда не будет. Да и человека они вырастят крайне подавленного и не приспособленного к жизни.

Выбор за вами, уважаемые родители!
TEXT.RU - 100.00%



Метки: , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CommentLuv badge