Стоит ли наказывать ребенка?


 

stoit-li-nakazyvat-rebenkaНародная педагогика сдержанно относится к воспитанию человека методом наказаний.

Это отображено, прежде всего, в народной мудрости: «кто бьет ребенка, тот не воспитывает хорошего человека», «перед тем как наказывать – посчитай до ста», «злость – плохая советчица».

Известные педагоги, ученые, государственные деятели, которые стояли на гуманных позициях, тоже предостерегали от использования насилия по отношению к ребенку. Например, русский педагог П.Ф.Лесгафт писал, что сила ласкового слова настолько велика, что с ним не может сравниться ни одно наказание.

Само собой, родители не могут полностью отказаться от наказаний, как от способа влияния на воспитание своего ребенка. При этом они должны выбрать адекватную форму наказаний, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.

Многие родители считают, что применение физической силы – самый лучший способ воспитания ребенка. На самом деле, он самый простой и удобный. Проявления гнева свойственно каждому человеку, а вот умение сдержать себя, оценить ситуацию и спокойно объяснить ребенку в чем он не прав – это дело требует затраты сил и терпения. Если же родители выбирают этот путь наказания, то должны быть готовыми к серьезным последствиям. Вскоре это приведет к неумению устанавливать близкие отношения с людьми, снижению самооценки, формированию базового невроза.

Не следует запугивать ребенка бабой Ягой, Бармалеем или угрожать отдать его, если он себя будет плохо вести. После этого малыш может впасть в депрессию, ведь он привык искать защиту в родителях, а здесь именно от них начинает исходить угроза.

Каждый конкретный случай следует анализировать. Для этого родителям следует разобраться в причинах именно такого поведения своего ребенка, оценить ситуацию и выбрать модель реакции на непослушание. Возможно причина капризов бессознательная: ребенок просто хочет есть, пить, спать, замерз или его кто-то обидел.
Обязательно следует поговорить со своим малышом, донести до него, что он не прав.

Когда ребенок осознает свою вину, наказание становится лишним. Например, когда он разбросал свои игрушки по всей квартире, выпачкал одежду, разорвал или разбил что-то, родители должны не грубо заставлять ребенка прибраться, а побуждать исправить ситуацию самостоятельно. Огромным плюсом будет сделать это вместе, показать, как сделать правильно, дать почувствовать ребенку, что он может рассчитывать на поддержку.
Полезным будет подсчитать, сколько раз на протяжении дня ребенок был похвален и обласкан, а сколько раз выруган и упрекнут. Анализ такого соотношения может сильно поменять стратегию воспитания. Не лишним будет разобраться, какие конфликты и напряжения чаще всего повторяются. Заранее продумать и написать все возможные варианты их решения, при необходимости обратиться к соответствующей литературе по воспитанию детей.

Ремень — использовать или нет?

«Ремень при воспитании ребенка использовать нельзя!», так говорят все учителя. Можно применять только воспитание словом.

Сколькие родители краснели при таких словах и сколькие понимали, что они поступают непедагогично. Но практически каждый родитель может смело сказать о том, что есть такие поступки ребенка, за которые он должен быть наказан. Кто-то пускал в ход ремень, а кто-то старался увещевать ребенка словами.

Почему же мы так поступаем? Потому что нас тоже так воспитывали, потому что таким образом можно предотвратить ошибки, или для того, чтобы получить желаемый результат немедленно. Если посмотреть литературу по педагогике, то там строго запрещается наказывать детей физически.

Но как тогда поступать правильно? Как объяснить ребенку, если он не хочет вас слушать? Давайте рассмотрим жизненные ситуации и способы выхода из них. Например, вы пришли в магазин с ребенком и он начал плакать и кататься по полу, требуя купить ему игрушку. Первое желание мамы крикнуть и встряхнуть ребенка, чтобы он успокоился и престал капризничать.

Так поступить, конечно, можно. Но это практически не даст результата, а осуждающие взгляды остальных покупателей вам гарантированы.
Проще использовать другие варианты: продолжить покупки, не обращая внимания на ребенка, а можно брызнуть на него водой. Только после этого нужно выйти из магазина и дать ребенку успокоиться. Вечно не длится ни одна истерика. Такое поведение свойственно всем детям, и дело здесь вовсе не в воспитании. Ребенок еще не умеет контролировать свои поступки и таким образом проверяет вашу реакцию на его требования.

Когда ребенок не хочет учиться, ремень вообще не вариант. Школа и так стала для него стрессом, а здесь еще вы со своим воспитанием. В данной ситуации поможет только терпение. Больше занимайтесь с ребенком, поговорите с ним по душам. В большинстве случаев это помогает выйти из сложной ситуации. А если ваших знаний не хватает, чтобы помочь ребенку с учебой, то попробуйте нанять репетитора. Если все же вы схватились за ремень, то не стоит замаливать этот поступок подарками и шоколадками. Ребенок быстро поймет, чем вас можно пронять и будет постоянно провоцировать. Из всего сказанного получается, что наказывать физически – неэффективно. Но если все-таки вы взялись за ремень, то вам нужно научиться сдержанности. Ситуации бывают разными. В следующий раз вы будете мудрее.

Можно ли воспитывать без наказания?

Ни один ребенок с рождения не обладает знаниями всех норм и правил поведения в обществе. Свойство подчиняться им и понимать их значение приходит к ребенку в процессе воспитания взрослыми.

Существует огромное количество способов воспитания, к их числу относится и наказание. Но каждый взрослый самостоятельно делает выбор в пользу использования или игнорирования такого метода.

Чаще всего родители используют такие виды наказаний:

1. словесные. Это ругань, угрозы крики. Некоторые взрослые считают, что повышение тона речи способствует лучшему пониманию ребенком сказанных слов, но на самом деле это не так;
2. основанные на причинении боли;
3. основанные на лишении любви;
4. наказание через труд (учебу);
5. с помощью лишения удовольствий. Подходит для более взрослых детей.
Что они влекут за собой?

Словесное наказание способствует отдалению малыша от взрослого, понижается его самооценка. Сказанные оскорбления в его адрес воспринимаются чадом буквально, со временем он начинает и сам так думать о себе.

Психологами доказана и неэффективность физического наказания, ведь работает оно лишь в присутствии наказавшего. А когда он исчезает из поля зрения малыша, плохое поведение возвращается. К тому же, такой вид наказания может привести к травмам, не только физическим, но и психологическим.

Наказания путем лишения любви вселяют в малыша самый огромный ужас – чувство ненужности, беззащитности и одиночества.

Наказания через труд могут дать лишь один результат – отвращение к нему на всю жизнь.

Лишение любимых занятий и удовольствий вызывает у ребенка обиду, злобу, чувство обманутых ожиданий. Частое применение таких наказаний влечет потерю детского интереса к любимым занятиям и появлению обиды на взрослых. Тем не менее, это самое гуманное наказание из всех.

Но обойтись без наказаний в процессе воспитания практически невозможно. Поэтому важно следовать некоторым правилам:

• ребенок даже в процессе наказания должен чувствовать любовь взрослых;
• надо избегать негативных оценок в адрес ребенка, а осуждать лишь плохое поведение, объясняя при этом, почему такой поступок является неправильным;
• принцип постоянства. Если существует запрет на какое-либо действие, то он должен соблюдаться при всех, а не только при маме;
• лучше договориться заранее с малышом, какое наказание предполагается за нарушения существующих правил;
• не нужно требовать от ребенка того, что невыполнимо в силу его возраста;
• наказание должно следовать сразу после провинности, а не спустя некоторое время, причем его длительность не должна быть слишком большой.

Но можно воспитывать и без наказаний. Родители должны работать над собой, учиться держать себя в руках. Это очень сложно, но мы должны стараться ради наших детей.

Взрослый должен смоделировать ситуацию, при которой поступок можно направить в мирное русло. Воспитание в положительном ключе более результативно, чем с использованием наказаний. Поощрения, причем не только физические, заставляют ребенка стремиться к положительному поведению.

Давайте обойдёмся без лишней строгости к детям и научимся быть терпимее к ним! А дети ещё не раз поблагодарят нас за это.

TEXT.RU - 100.00%



Метки: . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CommentLuv badge